Офис с 9:00 до 18:00: +7 (495) 739-02-20
Станки
для столярного и
мебельного производства

РЫНОК ОБОРУДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Статья под таким названием опубликована в очередном номере журнала для специалистов мебельной промышленности России «Фабрика мебели» (№ 4, 2011 г.)

пресса о насC вопросами о нынешнем положении дел в оснащении российских предприятий современным высокотехнологичным оборудованием журнал обратился к экспертам – руководителям компаний – поставщиков деревообрабатывающего оборудования. Тема опроса выбрана не случайно: деловая активность в посткризисный период возрастает, предприятия вновь включаются в конкурентную борьбу за улучшение своих позиций, за новые рынки сбыта, расширяют ассортимент и разнообразие выпускаемых изделий, повышают качество своей продукции в соответствии с требованием времени. Очевидно, что обойтись в этих процессах без оснащения предприятий современным технологичным оборудованием невозможно.

Так какая ситуация сложилась сейчас в этой области? Насколько активно проходят процессы закупки нового оборудования? Мнение экспертов рынка по этим и другим актуальным вопросам станет понятно читателям журнала после прочтения статьи. Среди тех, кто ответил на вопросы журналистов, - директор ООО «Хай Поинт» Анатолий Александрович Бутусов, а также руководители российских и зарубежных компаний: KOIMPEX S.r.l., KUPER,  ГК «Глобал Эдж», ООО «Гриджо Центр», «Интервесп», «СтанКИТ». Приводим перечень вопросов, которые были заданы экспертам:
● Стали ли предприятия в посткризисный период активнее интересоваться переоснащением производств?

● Оцените уровень насыщения мебельных производств современным оборудованием.

● Какое оборудование пользуется повышенным спросом? Что в приоритете – цена или функциональные (технические) возможности оборудования?

● Какие специфические предпочтения (запросы) по новому оборудованию у средних и малых мебельных производств?

● Насколько малые и средние предприятия готовы использовать на своих производствах оборудование и технологии с последними новаторскими инженерными решениями?

● Какие регионы России наиболее активны в покупках оборудования?
И вот какие ответы были получены


Анатолий Александрович Бутусов, директор компании HIGH POINT (ООО «Хай Поинт»).
Мы проводим ежемесячный анализ структуры продаж, который показывает, что она еще не соответствует докризисной. Да, объемы продаж возросли и значительно превысили уровни 2009–2010 годов, но ажиотажного спроса на современные «продвинутые» модели, мы, к сожалению, не отмечаем. Хотя имеем в своем ассортименте достаточное количество станов, которые могут стать основой эффективного и высокопроизводительного современного малого предприятия по производству качественной мебели. Продажи в нашей дилерской сети, где реализуется до 80% оборудования HIGH POINT, больше свидетельствуют об организации новых производств, с закупкой базового оборудования, где преобладающим фактором, как и в предыдущие два года, по-прежнему остается цена. 
Реализация же оборудования нашим московским офисом имеет некоторое отличие в структуре. Здесь можно сделать вывод, скорее, о расширении имеющихся производств, когда производители докупают необходимое оборудование, как с целью увеличения выпуска изделий, так и для расширения ассортимента. Но говорить о полной и подлинной модернизации производств в нашей отрасли, по-моему, пока рано.
К сожалению, в целом этот уровень по-прежнему остается низким. В основном предприятия отрасли, на которых нам довольно часто приходится бывать, оснащены морально устаревшим оборудованием. Оно, безусловно, выполняет свои функции, но требует и большого количества рабочей силы, и более частых и длительных перенастроек и регулировок, что напрямую отражается на производительности, которая, как известно, у нас одна из самых низких в мире. Причем это касается как небольших мастерских, так и предприятий среднего уровня, и даже крупных производств, и зависит не от размеров предприятия и времени его образования, а скорее, от степени вовлеченности в процесс владельцев бизнеса. Когда хозяева следят за своим производством, постоянно держат руку на пульсе, видят четкую взаимосвязь между переоснащением производства и прибыльностью бизнеса – модернизация действительно становится эффективной и оправданной.
Основным оборудованием в мебельном производстве было и остается раскроечное оборудование для плитных материалов. В отсутствие «форматки» невозможно даже думать о создании мебельного производства. На это оборудование и существует основной спрос, а спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому в модельном ряду HIGH POINT есть форматно-раскроечные станки, что называется, на любой вкус и кошелек.  
И это особенно важно, поскольку при выборе станка у наших конечных потребителей все еще доминирует ценовой фактор. Создавая новое производство или переоснащая имеющееся, стремясь разнообразить ассортимент производимой продукции или расширяя свои производственные мощности, они все же стремятся сэкономить – приобретают станок, менее мощный и производительный, с меньшим разнообразием функций, менее комфортный в работе, но отвечающий ценовым критериям. Хорошо понимая, что окупаемость более дорогого, но и более современного и производительного оборудования произойдет быстрее, покупатели, тем не менее, не располагают свободными средствами для совершения рациональной покупки. Это касается даже форматно-раскроечных станков – основы мебельного производства, от которого в первую очередь зависит качество конечной продукции. 
Еще больше фактор экономии проявляется при выборе оборудования для выполнения операций, не связанных с раскроем, – производительный станок, обеспечивающий точность и качество, заменяется на производстве доморощенными приспособлениями и ручным трудом.
Трудно выделить что-либо особенное. У молодых, вновь образующихся предприятий, доминирует желание приобрести минимальный набор оборудования, главное – как можно дешевле, причем зачастую покупатель не может описать даже необходимый набор функций, приблизительную нагрузку. Это говорит о том, что нет четкого понимания, какие производственные задачи будут выполняться на данном оборудовании, какую продукцию на нем будут производить. В таких «сложных» случаях приходится проводить «ликбез». Благо у нас в компании работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы и специальным образованием. По мере возможности помогаем всем, и гордимся тем, что не продаем таким начинающим предпринимателям «лишнее» оборудование или станки с избыточными функциями. Кстати, такие клиенты становятся впоследствии нашими постоянными покупателями, и процент повторных покупок в нашей компании один из самых высоких в отрасли.
Происходящее сейчас оживление рынка вызывает и оптимистичную тенденцию к подлинной модернизации малых и средних мебельных предприятий. Конечно, пока эта тенденция только наметилась, но для нас она очевидна. Специалисты предприятий, переживших кризис, проработавшие достаточное количество времени в условиях колебания спроса на производимую ими продукцию, начинают более детально разбираться во всех нюансах производства. Они уже научились правильно оценивать производительность, прогнозировать спрос, предусматривать, допустим, сезонные колебания, стали разбираться в качестве своей продукции и его влиянии на долгосрочный сбыт. Такие специалисты готовы проводить грамотную и взвешенную модернизацию.
Естественно, это производители из экономически наиболее развитых регионов, а также тех, где традиционно деревообработка не ограничивается валкой и первичной обработкой древесины. Это, прежде всего, города-миллионники, регионы – Поволжье, Южный Урал, Западная Сибирь, республики Северного Кавказа.


 Полный текст статьи и ответы всех участников опроса можно прочесть в 4-м выпуске (2011) журнала «Фабрика мебели» или на сайте издания www.fabrikam.ru